На этой страничке Владимир Васильевич Платонов, главный хранитель МИФ, расскажет о том, как собирал коллекцию.

Хочу сказать, что это не совсем байки, а скорее подлинные истории появления в нашей коллекции некоторых экспонатов.

История первая

Начну, пожалуй, с первого экспоната, с которого начал вести список подарков и дарителей. Это был далёкий 1985 год. Сотрудник ленинградского телевидения Разумов Герман, который накануне делал первую передачу о моей коллекции, принёс великолепный подарок — павильонную камеру с красным мехом.

Шильдик на передней доске указывал на принадлежность оной Торговому дому И.И. Карпова. Вот это подарочек! «Нашёл на помойке! — сказал Герман, — решил принести». Камера хорошо сохранилась. Она была обмотана тканью и перевязана верёвкой и, вероятно, выброшена со старой мебелью.

С этого подарка и началась тетрадь «Экспонаты». Большое спасибо Герману, что не прошёл мимо и не забыл про музей, который я начал организовывать в художественном училище имени Н. Рериха.

История вторая

Продолжая тему помоек, хочу рассказать ещё одну историю.

Порой наступает момент, когда свалки становятся источником интересных находок для коллекционеров. В моё время, это был период 80-90хх годов прошлого века, на помойки выбрасывали уйму материалов — телевизоры, приёмники, магнитофоны, старые альбомы, мебель, посуду и пр. Я тогда не пропускал ни одной помойки по пути домой (четыре штуки), всегда заглядывал (не рылся), что же ещё сегодня выбросили. И находил то, что меня в то время больше всего интересовало, — старые фотоальбомы и фотографии. Коллекция пополнялась книгами, журналами, фотографиями, в том числе и фотографиями на бланках — визитками и кабинетками. Всё это я использовал в дальнейшем на разных выставках. Так в коллекции появилась и моя любимая фотография — женский портрет. Он был найден среди бумажного хлама.

Портрет хорошо сохранился, пролежав многие годы среди страниц какого-то старого журнала. Этот удивительный снимок был создан в далёком 1918 году настоящим мастером. Портрет пронизан воздухом и светом —  я его могу долго-долго рассматривать, вглядываясь в прекрасные черты молодой женщины.

«Софочке Григорьян от Анны Кальницкой» — написано на паспарту этой чудной фотографии. До появления музея она всегда была визитной карточкой выставок, которые я устраивал в городе, сейчас фотография хранится в фондах МИФ.

История третья

Ещё один экспонат был найден под фундаментом заброшенного дома в Зеленогорске.

Не сразу стало понятно, что это за предмет. И только по объективу, который торчал из корпуса, археолог Михаил Канинос  догадался, что это, возможно, фотоаппарат и принес его к нам в музей для идентификации.

Обратившись к каталогам, мы определили, что это фотоаппарат 1888 года нью-йоркской фирмы C.P. Stirn, созданный для скрытой съёмки на улице. Оценив внешнее состояние камеры и  изучив устройство механизма, мы приняли решение о его реставрации. На помощь был приглашён  наш постоянный внештатный специалист, даритель, механик, который хорошо рабирается в конструкции фотоаппаратов. После того, как мы заменили некоторые детали и произвели чистку всего механизма, нам удалось реанимировать работу уникального дискового затвора. Внешний корпус был также  очищен от грязи и ржавчины.

Фотоаппарат носили под верхней одеждой, таким образом, чтобы наружу смотрел только объектив. Затвор приводился в действие, когда фотограф натягивал шнурок, дёргая за кольцо, продетое в карман.

Огромное спасибо Михаилу за подарок!

История четвёртая

Многие экспонаты нашего музей  появились в 90-е годы, когда по стране катился бум разрушительства — закрывались заводы, фабрики, фотолаборатории. В это время мне часто звонили с предложением спасти, забрать что-нибудь фотографическое. Так в коллекции появился огромный фотоаппарат для репродукционных съёмок, изготовленный на заводе «Одессполиграфмаш».

Когда мне позвонили с АОЗТ «Пультекс» с предложением забрать камеру, и я приехал по указанному адресу, то был ошеломлён гигантской конструкцией репродукционной установки, в центре которой был этот самый фотоаппарат. Камера стояла на огромных рельсах, которые в свою очередь были уложены на пружины — амортизаторы. Конечно, от всего этого железа пришлось отказаться (очень жаль!) из-за отсутствия достаточных площадей в моём маленьком первом музее. Я взял только сам фотоаппарат и деревянные кассеты. Камера состоит из огромной литой передней стенки и такой же, но чуть поменьше, — задней. Между ними растягивается и закреплялся мех из пропитанной ткани. Чтобы доставить экспонат в музей, его пришлось полностью разобрать, а на месте — снова собрать.

Можете себе представить, сколько сил было затрачено на его подготовку к экспозиции! Камера настолько большая, что внутри могут поместиться пара взрослых человек. И я иногда предлагаю посетителям попробовать себя в роли жителей этого гиганта.

Никто пока не решился!

Пятая история

Появление в нашей коллекции деревянной двухобъективной камеры также представляет определённый интерес. Мы знали, что такая камера была изобретена в конце XIX  века морским офицером Николаем Николаевичем Апостоли. Он был любителем фотографии и по долгу службы фотографировал корабли российского флота. В этом деле Николай Николаевич использовал дорожную камеру форматом 13×18 см. Съёмка подобным аппаратом  движущихся кораблей представляла большие трудности. Дело в том, что наводка на резкость и кадрирование производились по матовому стеклу, которое требовалось извлечь из камеры перед съёмкой, чтобы поставить на его место кассету с фотоматериалом. За время этих манипуляций корабль успевал переместиться от точки съёмки.

Тогда Апостоли решил использовать ещё одну камеру, разместив её сверху рабочей. Верхняя камера использовалась исключительно для наводки на резкость по матовому стеклу, тогда как в нижней стояла подготовленная к съёмке фотопластинка, обе камеры были снабжены объективами с одинаковым фокусным расстоянием. Так появилась двойная камера. Этот вариант конструкции значительно ускорил процесс съёмки.

В музей камера пришла разрезанной пополам. Но нам удалось найти «Заметки по фотографии, оптике и светописи» (Спб., 1904 г.), в которых Николай Николаевич подробно описал принцип работы камеры. В этом же издании мы нашли рисунки, руководствуясь которыми смогли восстановить фотоаппарат.

Байки от хранителя. Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге