На этой страничке Владимир Васильевич Платонов, главный хранитель МИФ, расскажет о том, как собирал коллекцию.

Хочу сказать, что это не совсем байки, а скорее подлинные истории появления в нашей коллекции некоторых экспонатов.

История первая

Начну, пожалуй, с первого экспоната, с которого начал вести список подарков и дарителей. Это был далёкий 1985 год. Сотрудник ленинградского телевидения Разумов Герман, который накануне делал первую передачу о моей коллекции, принёс великолепный подарок — павильонную камеру с красным мехом.

Шильдик на передней доске указывал на принадлежность оной Торговому дому И.И. Карпова. Вот это подарочек! «Нашёл на помойке! — сказал Герман, — решил принести». Камера хорошо сохранилась. Она была обмотана тканью и перевязана верёвкой и, вероятно, выброшена со старой мебелью.

С этого подарка и началась тетрадь «Экспонаты». Большое спасибо Герману, что не прошёл мимо и не забыл про музей, который я начал организовывать в художественном училище имени Н. Рериха.

История вторая

Продолжая тему помоек, хочу рассказать ещё одну историю.

Порой наступает момент, когда свалки становятся источником интересных находок для коллекционеров. В моё время, это был период 80-90хх годов прошлого века, на помойки выбрасывали уйму материалов — телевизоры, приёмники, магнитофоны, старые альбомы, мебель, посуду и пр. Я тогда не пропускал ни одной помойки по пути домой (четыре штуки), всегда заглядывал (не рылся), что же ещё сегодня выбросили. И находил то, что меня в то время больше всего интересовало, — старые фотоальбомы и фотографии. Коллекция пополнялась книгами, журналами, фотографиями, в том числе и фотографиями на бланках — визитками и кабинетками. Всё это я использовал в дальнейшем на разных выставках. Так в коллекции появилась и моя любимая фотография — женский портрет. Он был найден среди бумажного хлама.

Портрет хорошо сохранился, пролежав многие годы среди страниц какого-то старого журнала. Этот удивительный снимок был создан в далёком 1918 году настоящим мастером. Портрет пронизан воздухом и светом —  я его могу долго-долго рассматривать, вглядываясь в прекрасные черты молодой женщины.

«Софочке Григорьян от Анны Кальницкой» — написано на паспарту этой чудной фотографии. До появления музея она всегда была визитной карточкой выставок, которые я устраивал в городе, сейчас фотография хранится в фондах МИФ.

История третья

Ещё один экспонат был найден под фундаментом заброшенного дома в Зеленогорске.

Не сразу стало понятно, что это за предмет. И только по объективу, который торчал из корпуса, археолог Михаил Канинос  догадался, что это, возможно, фотоаппарат и принес его к нам в музей для идентификации.

Обратившись к каталогам, мы определили, что это фотоаппарат 1888 года нью-йоркской фирмы C.P. Stirn, созданный для скрытой съёмки на улице. Оценив внешнее состояние камеры и  изучив устройство механизма, мы приняли решение о его реставрации. На помощь был приглашён  наш постоянный внештатный специалист, даритель, механик, который хорошо рабирается в конструкции фотоаппаратов. После того, как мы заменили некоторые детали и произвели чистку всего механизма, нам удалось реанимировать работу уникального дискового затвора. Внешний корпус был также  очищен от грязи и ржавчины.

Фотоаппарат носили под верхней одеждой, таким образом, чтобы наружу смотрел только объектив. Затвор приводился в действие, когда фотограф натягивал шнурок, дёргая за кольцо, продетое в карман.

Огромное спасибо Михаилу за подарок!

Репродукционная камера

Многие экспонаты нашего музей  появились в 90-е годы, когда по стране катился бум разрушительства — закрывались заводы, фабрики, фотолаборатории. В это время мне часто звонили с предложением спасти, забрать что-нибудь фотографическое. Так в коллекции появился огромный фотоаппарат для репродукционных съёмок, изготовленный на заводе «Одессполиграфмаш».

Когда мне позвонили с АОЗТ «Пультекс» с предложением забрать камеру, и я приехал по указанному адресу, то был ошеломлён гигантской конструкцией репродукционной установки, в центре которой был этот самый фотоаппарат. Камера стояла на огромных рельсах, которые в свою очередь были уложены на пружины — амортизаторы. Конечно, от всего этого железа пришлось отказаться (очень жаль!) из-за отсутствия достаточных площадей в моём маленьком первом музее. Я взял только сам фотоаппарат и деревянные кассеты. Камера состоит из огромной литой передней стенки и такой же, но чуть поменьше, — задней. Между ними растягивается и закреплялся мех из пропитанной ткани. Чтобы доставить экспонат в музей, его пришлось полностью разобрать, а на месте — снова собрать.

Можете себе представить, сколько сил было затрачено на его подготовку к экспозиции! Камера настолько большая, что внутри могут поместиться пара взрослых человек. И я иногда предлагаю посетителям попробовать себя в роли жителей этого гиганта.

Никто пока не решился!