Выставка в архиве

Торжество имитации

(Из японской фотографии периода Мэйдзи (1868-1911)


Трудно поверить, что всего полтора века тому назад Запад не знал про Японию почти ничего. Страна оставалась практически закрытой для иностранцев, провоцируя западный мир на курьезные домыслы и затейливые догадки. И только при императоре Муцухито в период «светлого правления», период Мэйдзи, ради спасения от внутренних распрей Япония была вынуждена открыть свои границы.
На фоне последовавшего за этим бурного промышленного развития и общей вестернизации общества остро встала проблема сохранения национальной идентичности.

Фотография, завезенная в Японию иностранцами в 50-х годах XIX века, как нельзя лучше подходила для решения этой задачи. Официальный портрет и традиционный пейзаж, типажная и архитектурная съемки, — уже в середине следующего десятилетия на всех этих направлениях фотография уверенно теснила куда более привычную для Японии гравюру.

В этот же период в японской фотографии сформировался жанр, идеально подходящий для парадной репрезентации страны западному миру. Это «ритуал и обычай» — студийная имитация реального обихода, основы которой были заложены в Японии прозорливыми иностранцами: итальянцем Феличе Беато и австрийцем бароном Раймондом фон Штильфридом. Подхваченный многочисленными учениками и последователями (Кусикабэ Кинбей, Казума Огава, Кихей Тамамура и др.) этот жанр стал со временем визитной карточкой ранней японской фотографии.

Представленные на нашей выставке работы относятся именно к этому жанру. Произведенные в различных ателье Иокогамы и Нагасаки, все они напечатаны на альбуминовой бумаге и подкрашены акварельными красками. При сопоставлении этих фотографий становится очевидным существование художественного канона, отклонение от которого у различных мастеров не всегда достаточно для их идентификации.

Проблема авторства безусловно является одной из ключевых для ранней японской фотографии, поскольку ни негативы, ни тем более отпечатки с них, как правило, авторами не подписывались. Обычной практикой была также продажа негативов при закрытии ателье или при смене собственника.

В связи с этим мы решили не тиранить зрителя своими научными догадками относительно авторов представляемых работ, предоставив ему редкую возможность безоглядно предаться очередному торжеству фотографии, торжеству имитации, которая, похоже, и является всегдашней изнанкой искусства.



Выставки