Ателье Я. И. Лейцингера
Русский Север на фотохромах начала ХХ века
21 декабря — 31 января
Музей истории фотографии представляет
выставку фотохромов с видами и портретами жителей Русского Севера, созданными в
конце ХIХ — начале ХХ века.
Фотохром появился в 1888 году. Этот подвид хромолитографии совмещал в себе фотографическую точность негатива и красочность литографии.
Отпечатки, представленные на выставке, были растиражированы Photoglob AG Zurich — на это нам указывает аббревиатура «PZ» в левом нижнем углу фотохрома. Эта компания была образована в 1895 году в результате слияния предприятия Photochrom Zurich и издательства Schroeder& Co.
Компания Photochrom, а позднее Photoglob имела собственный штат первоклассных фотографов, которые делали снимки по всему миру. Но для съёмки достопримечательностей на местах компания также могла заключать контракты с владельцами лучших фотостудий или покупать готовые негативы, отпечатки с которых уже пользовались популярностью, например, те, которые выпускались в виде открыток.
Судя по номерам на отпечатках — от 8995 до 9005, затем с 9007 по 9009 и 9011
— фотохромы Русского Севера принадлежат одной серии, и, вероятно, негативы для
них были закуплены в одно время в архангельском фотоателье, которым руководил
Яков Иванович Лейцингер (1855-1914).
Это фотоателье было одним из наиболее популярных на Севере в конце ХIХ — начале ХХ века. Яков Иванович много путешествовал, сопровождая по северному краю губернаторов Архангельска Александра Платоновича Энгельгардта (1845–1903) и Ивана Васильевича Сосновского (1868–1919) как фотограф.
Так, в 1895 году совместно с А.П.
Энгельгардтом он побывал на Кольском полуострове, Печоре, Мезени, Пинеге, Новой
Земле. Здесь Я. И. Лейцингер занимался фотофиксацией поселений и быта коренных
народов Севера: снимал поморов, ненцев, саамов, их промыслы и становища,
фотографировал Мурманское побережье, Печенгу, Кандалакшу, Умбу, Княжью Губу,
Колу.
Часть привезенных из экспедиций
снимков — «Самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии» (фотохром под
номером 9011), «Город Кола» (9008), а
также портрет «Крестьянки
Архангельской губернии» (8997) стали иллюстрациями в книге Энгельгардта
«Русский Север. Путевые записки» 1897 года.
Впоследствии ряд фотографий из этих
поездок был издан в виде открыток московской фирмой «Шерер, Набгольц и Ко». Открытки
пользовались большой популярностью и переиздавались зарубежными фирмами.
К наиболее ранним снимкам
Я. И. Лейцингера, представленным на
выставке как в виде фотохромов,
так и в виде копий фотографий и фотооткрыток из коллекции Соловецкого морского
музея, относятся панорамы Архангельска и виды Соловецкого монастыря 1880-х
годов.
Как и в любом крупном фотоателье, где
работал не один человек, а коллектив фотографов, ретушеров и приёмщиков, нельзя
утверждать, что все фотографии, выходившие с маркировкой «фотография Я.И.
Лейцингера», выполнены именно Яковом Ивановичем.
Его двоюродный брат Дмитрий Павлович
Петров (1870 — 8.02.1932) также ездил в экспедиции и снимал в студии местных
жителей, одетых в национальные костюмы. Особенно часто он замещал Якова
Ивановича с 1903 по 1914 годы, когда последний занимал пост городского головы
Архангельска. Необходимо отметить, что помимо
брата, в ателье работали дочь Якова Ивановича Нина (1885–1964), и ее муж
Николай Иванович Баранов. Если точное авторство некоторых негативов, ставших
основой для фотохромов, не удалось установить, то с датировками всё гораздо
проще — все снимки, представленные на выставке, сделаны в период с 1888 по 1899
годы.
Творческое наследие Я. И. Лейцингера и
сотрудников его ателье со временем стало достоянием многих музеев, архивов и
библиотек, как в России, так и за рубежом.
Снимками, выпущенными знаменитой архангельской фотостудией, пользовались и продолжают пользоваться издатели книг, открыток, сувенирной продукции.