Ателье Я. И. Лейцингера

Русский Север на фотохромах начала ХХ века

21 декабря — 31 января


Музей истории фотографии представляет выставку фотохромов с видами и портретами жителей Русского Севера, созданными в конце ХIХ — начале ХХ века.

Фотохром появился в 1888 году. Этот подвид хромолитографии совмещал в себе фотографическую  точность негатива и красочность литографии.

Отпечатки, представленные на выставке, были растиражированы Photoglob AG Zurich — на это нам указывает аббревиатура «PZ» в левом нижнем углу фотохрома. Эта компания была образована в 1895 году в результате слияния предприятия Photochrom Zurich и издательства Schroeder& Co.

Компания Photochrom, а позднее Photoglob имела собственный штат первоклассных фотографов, которые делали снимки по всему миру. Но для съёмки достопримечательностей на местах компания также могла заключать контракты с владельцами лучших фотостудий или покупать готовые негативы, отпечатки с которых уже пользовались популярностью, например, те, которые выпускались в виде открыток.

Судя по номерам на отпечатках —  от 8995 до 9005, затем с 9007 по 9009 и 9011 — фотохромы Русского Севера принадлежат одной серии, и, вероятно, негативы для них были закуплены в одно время в архангельском фотоателье, которым руководил Яков Иванович Лейцингер (1855-1914).

Это фотоателье было одним из наиболее популярных на Севере в конце ХIХ — начале ХХ века. Яков Иванович много путешествовал, сопровождая по северному краю губернаторов Архангельска Александра Платоновича Энгельгардта (1845–1903) и Ивана Васильевича Сосновского (1868–1919) как фотограф.

Так, в 1895 году совместно с А.П. Энгельгардтом он побывал на Кольском полуострове, Печоре, Мезени, Пинеге, Новой Земле. Здесь Я. И. Лейцингер занимался фотофиксацией поселений и быта коренных народов Севера: снимал поморов, ненцев, саамов, их промыслы и становища, фотографировал Мурманское побережье, Печенгу, Кандалакшу, Умбу, Княжью Губу, Колу.

Часть привезенных из экспедиций снимков — «Самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии» (фотохром под номером 9011), «Город Кола» (9008), а 

также портрет «Крестьянки Архангельской губернии» (8997) стали иллюстрациями в книге Энгельгардта «Русский Север. Путевые записки» 1897 года.

Впоследствии ряд фотографий из этих поездок был издан в виде открыток московской фирмой «Шерер, Набгольц и Ко». Открытки пользовались большой популярностью и переиздавались зарубежными фирмами.

К наиболее ранним  снимкам  Я. И. Лейцингера, представленным на  выставке как в  виде фотохромов, так и в виде копий фотографий и фотооткрыток из коллекции Соловецкого морского музея, относятся панорамы Архангельска и виды Соловецкого монастыря 1880-х годов.

Как и в любом крупном фотоателье, где работал не один человек, а коллектив фотографов, ретушеров и приёмщиков, нельзя утверждать, что все фотографии, выходившие с маркировкой «фотография Я.И. Лейцингера», выполнены именно Яковом Ивановичем.

Его двоюродный брат Дмитрий Павлович Петров (1870 — 8.02.1932) также ездил в экспедиции и снимал в студии местных жителей, одетых в национальные костюмы. Особенно часто он замещал Якова Ивановича с 1903 по 1914 годы, когда последний занимал пост городского головы Архангельска. Необходимо отметить, что помимо  брата, в ателье работали дочь Якова Ивановича Нина (1885–1964), и ее муж Николай Иванович Баранов. Если точное авторство некоторых негативов, ставших основой для фотохромов, не удалось установить, то с датировками всё гораздо проще — все снимки, представленные на выставке, сделаны в период с 1888 по 1899 годы.

Творческое наследие Я. И. Лейцингера и сотрудников его ателье со временем стало достоянием многих музеев, архивов и библиотек, как в России, так и за рубежом.

Снимками, выпущенными знаменитой архангельской фотостудией, пользовались и продолжают пользоваться издатели книг, открыток, сувенирной продукции.

 

 

 

Выставки