«Время маскарадов»

24 декабря — 29 февраля


Новый год зимой начали отмечать в царствование Петра I, при его дочери Елизавете Петровне во время рождественских, новогодних, масленичных торжеств устраивали придворные балы с переодеванием и использованием масок. Исследователи указывают на родство западноевропейского карнавала и русской масленицы с их праздничными торжественными шествиями и надеванием личин: именно они послужили основой для придворных балов-маскарадов. Екатерина II, её дети и внуки тоже имели пристрастие к костюмированным представлениям. При Николае I балы-маскарады из исключительно придворного развлечения постепенно стали превращаться в общедоступное увеселение перед постами и на Святках. Выйдя из стен Зимнего, они нашли приют сначала во дворцах и особняках богатых дворян, а затем в Купеческом и Дворянском собраниях. К концу ХIХ — началу ХХ века маскарады приобрели настолько широкий размах, что не было такого государственного, благотворительного, общественного, частного или учебного заведения, в котором не устраивались бы костюмированные балы и театральные постановки с переодеванием.


Отличие маскарада от костюмированного бала состоит в том, что участники первого изменяют свой облик с помощью костюмов и масок, а второй, не изменяя лиц, подчёркивает прекрасные или смешные стороны личности обладателя костюма, демонстрируя его фантазию и художественное образование.

В 1900–1910-х годах в программу костюмированных балов могли включать танцы, живые картины, лотереи, постановки театральных сцен, обеды и ужины. Маскарады были так популярны, что костюмы к ним регулярно публиковали модные журналы, такие как «Всемирная иллюстрация», «Парижская мода», «Вестник моды», «Модный свет» и другие, снабжая картинки текстами о выборе ткани и дополняя их выкройками наиболее интересных образцов.

Часть маскарадных костюмов — Пьеро, Арлекин, Коломбина и другие была позаимствована из традиционной итальянской комедии дель арте, другим источником вдохновения стали герои литературных произведений: так в конце 1820-х годов в моду вошли образы персонажей романов В. Скотта — «Айвенго», «Квентин Дорвард», Ф. Шиллера — «Мария Стюарт», И. В. Гете «Фауст» и другие.

Национальные одежды жителей заморских стран, куда ездили и откуда привозили снимки или этнографические предметы дипломаты, морские офицеры, выпускники высших учебных заведений, простые путешественники служили еще одним поводом для создания стилизованных карнавальных костюмов европейских, азиатских, африканских, американских и других народов.

Маскарад позволял примерить на себя образ людей из других социальных слоев — трубочистов, пекарей, цветочниц, крестьян, и даже переменить пол. Для детских маскарадных костюмов чаще всего выбирались сказочные образы, а также исторические и национальные костюмы, наряды, изображающие птиц, цветы и насекомых. На групповых снимках, представленных на выставке, сцены из детских постановок «Кукольный переполох», «Кот в сапогах», «Белоснежка и семь гномов» и др.

Детские балы-маскарады ввела в моду супруга Николая I императрица Александра Федоровна. Позднее их стали устраивать в частных домах и закрытых учебных заведениях, например в женских институтах. На каникулах для не уехавших домой детей затевали представления и балы, костюмы для которых ученицы делали собственноручно. В подготовке образа помогали классные дамы, а материалы для изготовления привозили родственники. Считалось, что творчество отвлекает учеников от скуки во время постов, и что такого рода работа способствует развитию воображения и сплочению внутри семьи или учебного заведения. Нередко на балы-маскарады учащиеся надевали свои национальные костюмы. Чаще всего это были закрытые мероприятия, на них могли попасть лишь родные и попечители учебных заведений. На выставке представлены несколько костюмов для выпускных балов и других костюмированных представлений 1880-1900-х годов, которые весьма далеки от народных, но имеют элементы вышивки, отсылающие к той или иной области Российской империи.

Домашние маскарады также предполагали присутствие только узкого круга близких людей; к ним готовились заранее, костюм выбирался тайно, так как главная интрига этого развлечения состояла как раз в том, чтобы долго не быть узнанным.

На выставке представлены взрослые и детские портреты из собраний Музея истории фотографии, А. Подойницына, В. Авдеева, Д. Горячева, Т. Кащеевой, О. Исламовой и других, сделанные в разных фотографических ателье Российской империи или снятые любителями во время домашних представлений и костюмированных балов.  Приглашаем вас погрузиться в мир дореволюционных новогодних праздников и уловить легкий аромат отшумевших балов-маскарадов!

Выставки