Ритуал и обычай. Японская фотография эпохи Мэйдзи
5 — 31 мая 2023 года
Трудно поверить, что всего 170 лет назад Запад не знал про Японию почти ничего. Страна оставалась практически закрытой для иностранцев, провоцируя западный мир на курьезные домыслы и затейливые догадки.
Фотография была завезена в Японию иностранцами в 50-е годы XIX века. И уже в середине следующего десятилетия стала теснить куда более привычную для Японии гравюру в таких направлениях, как официальный портрет и традиционный пейзаж, типажная и архитектурная съемки.
С 1868 по 1889 годы в Японии был проведён комплекс политических, военных и социально-экономических реформ, который получил название Реставрация Мэйдзи.
Именно к этому периоду, точнее ко второй его половине, относятся фотографии, представленные на выставке.
В это же время в японской фотографии сформировался жанр, идеально подходящий для парадной репрезентации страны западному миру, «ритуал и обычай» — студийная имитация реального обихода. Основы такой съёмки были заложены в Японии прозорливыми иностранцами, итальянцем Феличе Беато и австрийцем бароном Раймондом фон Штильфридом. Подхваченный многочисленными учениками и последователями (Кусакабэ Кимбэй, Казума Огава, Кихэй Тамамура и др.) этот жанр стал со временем визитной карточкой ранней японской фотографии.
Представленные работы выполнены
главным образом в различных ателье Йокогамы. Оригиналы, хранящиеся
в Музее истории фотографии, напечатаны на альбуминовой бумаге
и подкрашены акварельными красками. При сопоставлении этих фотографий
становится очевидным существование художественного канона, отклонение
от которого у различных мастеров не всегда достаточно для
их идентификации.
Проблема авторства, безусловно, является одной из ключевых для ранней
японской фотографии, поскольку отпечатки, как правило, авторами
не подписывались. Обычной практикой была также продажа негативов при
закрытии ателье или при смене собственника. Однако с 1876 года многие негативы
нумеровались, что в некоторых случаях помогает атрибутировать снимок достаточно
точно.
Мы указали авторов работ лишь в тех случаях, когда имя фотографа достоверно известно. А также сопроводили фотографии комментарием, который поможет чуть глубже понять культуру этой загадочной страны.