Выставка в архиве

Владимир Никитин

«Квадратура круга»

Круглое всегда гармоничнее прямоугольного, но прямоугольное более технологично. Именно поэтому нас окружают дома-коробки и лишь отдельные архитекторы рискуют выйти за рамки привычного — Мельников, Гауди, Корбюзье.
Объектив — круглый — это знают все, но при этом мало кто задумывается над тем, почему вокруг нас только лишь прямоугольные изображения. Ответ прост и банален — так проще. Проще и технологичнее изготавливать пленку, проще ее обрабатывать. Легче нарезать бумагу, делать рамки. Так технологичнее.

Но изображение, даваемое объективом, всегда круглое! Значит, «вырезая» из него привычный прямоугольник или квадрат, мы умышленно отказываемся от значительной его части. Многое остается вне поля нашего зрения. И так всегда! На протяжении полутора столетий существования фотографии!

Однажды увидав на матовом стекле полное изображение, даваемое объективом, я был поражен этой нерациональностью. Так родилась идея проекта «Квадратура круга».

Поначалу была собрана примитивная камера с простеньким широкоугольником и первые натюрморты, сделанные ею, понравились мне. Долго вынашивалась идея более серьезного фотоаппарата. Многое из представленного на этой выставке, сделано самодельной камерой формата 13×18 см, снабженной отличным объективом с фокусным расстоянием 50 мм.
Фотографы знают, что подобный объектив на такой формат работает как огромный широкоугольник, но, глядя на изображение, этого никогда не скажешь! Происходит невероятное — исчезают искажения, изображение становится гармоничнее, но при этом в кадр попадает все — вплоть до рук и ног фотографа, неловко расположившегося у камеры!

Можно по-разному относиться к этому эксперименту. Кто-то пройдет мимо, кто-то скажет — чудачество, ортодоксы отзовутся еще резче. Но есть для меня в этом что-то завораживающее, чем-то привлекает меня это круглое изображение. И я вновь и вновь беру в руки эту камеру и делаю снимки, которые я никогда бы не сделал другим аппаратом. Этим я спасаю от забвения какую-то часть окружающего нас мира.

Может быть, и кому-то из Вас это придется по душе.

Владимир Никитин, Санкт-Петербург

 

Владимир Никитин

Родился в 1944 году. Окончил художественную школу при ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1962) и геологический факультет Ленинградского университета (1968). После окончания ЛГУ работал на Сахалине, где и началась его карьера профессионального фотожурналиста.
Работал во многих и

зданиях — в газетах «Молодая гвардия» и «Ленинградская правда», агентстве печати Новости (АПН), журнале «Родина». Несколько лет был автором и ведущим телепрограммы «Ракурс» на Ленинградском ТВ.
В настоящее время заведует кафедрой на факультете журналистики СПбГУ. Кандидат исторических наук. Автор ряда книг, альбомов и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики. Преподавал и читал лекции в университетах США, Швеции, Норвегии.

Участник, автор и куратор многочисленных выставок в России и за рубежом.
Персональные выставки последних лет проходили в университетах Клемсон (Clemson, SC) и Северной Айовы (University of The Northern Iowa), США 1997–1998 гг.; Ницца, Франция 1999 г, Копенгаген, Дания 2000 г; «Петербургская оптика» (групповая), Русский музей (Музей Людвига) С-Петербург, 2002 г; Сюндсваль, Швеция, 2003 г.

В последние годы много работает над популяризацией творческого наследия русских фотографов.
Автор фотопроекта «ХХ век — Санкт-Петербург в фотографиях» в рамках которого выходят пять фотоальбомов: «Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944» СПб, 2002; «Оптимизм памяти. Ленинград 70-х» СПб, 2000 и 2002 (второе дополненное издание); «Время несбывшихся надежд. Петроград-Ленинград 1920-1930» (подготовлен к печати); «Рубеж столетий. Город глазами фотомастеров» (в работе) и «Начало ХХ века. Жизнь столицы» (выпуск планируется).

В рамках проекта «Квадратура круга» представлено несколько самостоятельных циклов: «Среда обитания», «Дерева», «Графика» и «Петербургские декорации», каждый из которых продолжает жить и пополняться. Первые работы были сделаны в 2000 году, но работа над ними продолжается и по сей день. Выставка  — один из этапов этой работы.

Выставки