Выставка в архиве
«Императорская Россия при Николае II. Виды и типы»
Предлагая Вашему вниманию цветные фотолитографии, посвященные архитектурным шедеврам и экзотическим народностям Императорской России, мы надеемся на особый зрительский интерес ко всему неожиданному и редкому. Не правда ли удивительно, что события более чем столетней давности предстают перед нами не в привычном приглушенном монохроме (сепия или ч/б), который и воспринимается как патина времени, неизбежная утрата яркой полноты жизни, а вот так, во всю мощь — громогласным живописным аккордом, вечными красками цветущей Истории.
Как же это делалось и откуда взялось? Для начала краткая историческая справка (по материалам Википедии):
«Процесс Фотохром изобретен в 1880 годах Хансом
Якобом Шмидтом, служащим швейцарской фирмы О. Г. Фюсли. Для внедрения в
производство этого процесса и была создана одноименная акционерная
компания „Фотохром Цюрих“, действующая и по сей день.
Суть процесса заключается в изготовлении с исходного негатива
нескольких литографских печатных форм, количество которых может
колебаться в зависимости от необходимой точности цветопередачи».
Однако не все так просто. Фотограф-то привозил из
командировки черно-белый негатив, и ничего кроме монохромного
позитивного отпечатка получить с него было невозможно. А все волшебство
как раз начиналось после этого. За дело принимался художник, который
раскрашивал отпечаток, сверяясь, по-видимому, с какой-то цветной
картинкой или походными записями фотографа-очевидца. Еще вероятней, что
сам фотограф по памяти воспроизводил увиденное, раскрашивая отпечаток
эскизно и приблизительно, а потом уже опытный акварелист доводил
начатое до совершенства.
В результате получалась весьма убедительная и вполне
похожая на объект цветная картинка, которая и служила образцом для
получения с нее под разными фильтрами нескольких черно-белых негативов.
Каждая литографская форма при печати окрашивалась краской того же
цвета, что и фильтр, использовавшийся при цветоделении. Теперь все дело
было в точности совмещения форм при печати разных цветов и выборе
полупрозрачных красок, способных давать при смешении ожидаемые оттенки.
Почему же именно продукция фирмы фирмы «Фотохром
Цюрих» заняла столь почетное место в фотографических собраниях по всему
миру? Ответ, увы, банален, — всему виной знаменитое швейцарское
качество. Замечательные профессионалы рассылались фирмой во все
пределы, рисовальщики кропотливо прокрашивали мельчайшие детали
изображения, а ведущие химики обеспечивали производство красок, которые,
как мы видим, легко перенесли первую сотню лет.
И вот перед нами необъятная Российская Империя, грандиозная мозаика
Великой Истории, держава и скипетр Последнего Императора.