Выставка в архиве

«Императорская Россия при Николае II. Виды и типы»

Предлагая Вашему вниманию цветные фотолитографии, посвященные архитектурным шедеврам и экзотическим народностям Императорской России, мы надеемся на особый зрительский интерес ко всему неожиданному и редкому. Не правда ли удивительно, что события более чем столетней давности предстают перед нами не в привычном приглушенном монохроме (сепия или ч/б), который и воспринимается как патина времени, неизбежная утрата яркой полноты жизни, а вот так, во всю мощь — громогласным живописным аккордом, вечными красками цветущей Истории.


 Как же это делалось и откуда взялось? Для начала краткая историческая справка (по материалам Википедии):

«Процесс Фотохром изобретен в 1880 годах Хансом Якобом Шмидтом, служащим швейцарской фирмы О. Г. Фюсли.  Для внедрения в производство этого процесса и была создана одноименная акционерная компания „Фотохром Цюрих“, действующая и по сей день.
Суть процесса заключается в изготовлении с исходного негатива нескольких литографских печатных форм, количество которых  может колебаться в зависимости от необходимой точности цветопередачи».

Однако не все так просто. Фотограф-то привозил из командировки черно-белый негатив, и ничего кроме монохромного позитивного отпечатка получить с него было невозможно. А все волшебство как раз начиналось после этого. За дело принимался художник, который раскрашивал отпечаток, сверяясь,  по-видимому, с какой-то цветной картинкой или походными записями фотографа-очевидца. Еще вероятней, что сам фотограф по памяти воспроизводил увиденное, раскрашивая отпечаток эскизно и приблизительно, а потом уже опытный акварелист доводил начатое до совершенства.

В результате получалась весьма убедительная и вполне похожая на объект цветная картинка, которая и служила образцом для получения с нее под разными фильтрами нескольких черно-белых негативов. Каждая литографская форма при печати окрашивалась краской того же цвета, что и фильтр, использовавшийся при цветоделении. Теперь все дело было в точности совмещения форм при печати разных цветов и выборе полупрозрачных красок, способных давать при смешении ожидаемые оттенки.

Почему же именно продукция фирмы фирмы «Фотохром Цюрих» заняла столь почетное место в фотографических собраниях по всему миру? Ответ, увы, банален, — всему виной знаменитое швейцарское качество. Замечательные профессионалы рассылались фирмой во все пределы, рисовальщики кропотливо прокрашивали мельчайшие детали изображения, а ведущие химики обеспечивали производство красок, которые, как мы видим, легко перенесли первую сотню лет.
И вот перед нами необъятная Российская Империя, грандиозная мозаика Великой Истории, держава и скипетр Последнего Императора.



Выставки