Людмила Таболина
«Калужница»
8 февраля — 25 марта


…Ещё весенний цветочек цвёл.
И сочной была трава,
А смола натекала на нежный ком земли.
Вечерело. Лягушки квакали
Из лужи вблизи.
Ещё весенний цветочек цвёл…

Из стихотворения Елены Гуро «Немец»   

 

В мае 1993 года я поехала в родную деревню Ладыгино сажать огород. 

Проснувшись как-то утром, увидела сияющий солнечный свет за окном, и руки потянулись к фотоаппарату. Решение созрело мгновенно: огород может подождать, а солнышко не каждый день бывает.

Повесив кофр на плечо, быстро помчалась куда глаза глядят. Минут через 30, непрерывно щёлкая затвором, оказалась на берегу речки Хилово. Летом мы регулярно ходили к ней полоскать бельё и за водой для бани, а весной — не была никогда.

Взглянула на знакомый пейзаж и чуть не упала в воду: вся речка была в клумбах жёлтых цветов. Я узнала калужницу.

Камера тут же оказалась в деле. Опомнилась я, когда кончилась плёнка. А пока шла домой, сообразила, что снимала эту жёлтую красоту на чёрно-белую плёнку, тогда как цветная осталась лежать дома на столе.

Приехав в Ленинград, проявила и напечатала все отснятые кадры, в том числе и калужницу. Посмотрела, вздохнула и поставила эту папку подальше, «с глаз долой».

В то время я часто ездила в Коломну в Ново-Голутвин монастырь фотографировать и показать новые работы. Мать Елена, окормляющая культурную жизнь в монастыре, всегда была мне добрым советчиком.

Увидев мою неудачную «Калужницу», она воскликнула: «Это же Елена Гуро!» И тут же принесла мне книги о русском авангарде для ликвидации моей неосведомлённости. Спасибо матушке Елене! 

В Ленинграде я несколько раз побывала в Музее петербургского авангарда, посмотрела на работы Матюшина и Гуро, и они уже стали для меня родными и понятными. Особенно близкой оказалась Гуро с пантеистическим ощущением природы.

Но жизненные проблемы и очередные творческие задачи отвлекли меня от этой темы, и папка с «Калужницей» снова оказалась в дальнем углу стеллажа, пока я не затеяла основательную разборку фотоархива.

Добралась и до забытой папки, посмотрела, вспомнила  сияющую желтизну калужницы, достала жёлтый фломастер и покрасила цветочки.

А пока красила поняла, что калужница замечательный учитель. Она своим примером показывает, как надо выживать в любых жизненных обстоятельствах, и при этом цвести и радоваться.

                 Вот и всё

 

P.S.  Пантеизм — тождество Бога и мира, фундаментальное единство Бога и природы, единство всего живого и необходимость бережного, почтительного отношения к Природе. /Википедия/


Людмила Сергеевна Таболина

Родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке. Фотографией увлеклась во время учёбы на химическом факультете Ленинградского технологического института. С 1964 по 1981 годы — член фотоклуба ДК им. М. Горького. Окончив институт, продолжила научную работу в ЛТИ, в 1980 году защитила кандидатскую диссертацию. Весной 1985 года стала членом фотоклуба «Зеркало». В 1991 году познакомилась с московским пикториалистом Георгием Колосовым, который подарил ей объектив-монокль, ставший той самой кисточкой, которая позволила запечатлеть мир таким, каким его чувствует Людмила Сергеевна.

Автор более шестидесяти персональных и участник более ста групповых выставок. Почётный Член Союза фотохудожников России.

 

 

Выставки