«Практика осознанных сновидений»
17 ноября — 16 декабря
Яна Троицкая
Мария Джемелинская
В работе «Учение о цвете» Гёте описывает опыт, в ходе которого человек, находящийся в тёмной комнате (camera obscura) сначала смотрит на отверстие, из которого идёт яркий свет, затем переводит взгляд в самый тёмный угол комнаты и наблюдает за рядом хроматических трансформаций цветных кружков, которые появляются перед ним. «Эти кружочки не имеют коррелята ни внутри, ни вне тёмной комнаты, они целиком принадлежат телу наблюдателя… Человеческое тело … становится активным производителем оптического опыта»*. Что если также отнестись к созданию и рассматриванию фотографии? Что если изображение — это ряд трансформаций, которые проходит реальный объект в теле фотографа? А конечное изображение — ряд трансформаций, которые проходит фотография в теле того, кто на неё смотрит? *Джонатан Крэри «Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке»