«Дама с собачкой,  господин с котом»

Выставка пройдёт с 5 ноября по 2 декабря


«Мы должны быть достойными наших животных, потому, что то, что есть у них в избытке — преданность, любовь, самопожертвование, вера в человека, часто бывает в недостатке у нас»

Александр Александрович Котляров, художник

                                                   

Памяти Брана, Моти и других

 

Жанр анималистики является одним из самых ранних в фотографии. На заре светописи снимки с животными были редкостью и выполнялись профессиональными фотографами как в студиях, так и на пленэре. В Америке, Европе и в России сохранились хоть и малочисленные дагеротипы и ранние соленые отпечатки домашних питомцев, затем в конце 1850-х годов появляются «визитки» и чуть позднее во второй половине 1860-х «кабинетки» с собаками и котами. Они хранились в семейных альбомах, а в конце ХIХ — начале ХХ века стало модно посылать фотографии с животными по почте в виде открытых писем. В это же время большеформатные снимки хозяев и их животных становятся украшением гостиных, кабинетов и будуаров.                  

Как и полтора века тому назад наши руки тянутся к котам и собакам. Мы по-прежнему, как и те, другие, на фотографиях, гладим их, говорим слова одобрения, заглядываем в глаза, берем любимцев на руки. Да, мы называем имена своих питомцев, но не знаем имен тех котов и собак, что на снимках, если их не записала на обороте рука хозяина. Милорд — знаменитый сеттер Александра II, семь лет радовавший императора и знакомый всему Санкт-Петербургу в 1860-х годах из коллекции Елены Саламатовой; Цыпочка, Тузик, Дружок, Норочка, Мотик, Мушка, Тарантасик, Чернушка и другие собаки, обитавшие в семье царскосельского архитектора С. А. Данини в 1910-1920-х годах, овчарка Бетти и ее хозяйка Лена, проживавшая вместе с мамой в Ташкенте в начале 1930-х годов, американский питбультерьер Хильда и её хозяин, которым вручают грамоту на выставке в 1950-х годах из коллекции Музея истории фотографии. Остальные — охотничьи и сторожевые, комнатные и декоративные — безымянны. Что мы знаем об их судьбах и судьбах их хозяев?

        Но эти фотографии не молчат. Если внимательно смотреть, можно разобрать фрагменты историй, связывающих хозяев и их питомцев. Один и тот же кот на двух разных фотографиях мальчика и девочки, снявшихся в одно и то же время в фотоателье Кадысона из коллекций Артема Классена и Владимира Авдеева — «свидетель» того, что семейный архив был разрознен и попал в разные руки. А вдовица из коллекции Александра Подойницына, принесшая с собой в ателье любимую болонку, которая так витально контрастирует с ее траурными одеждами, возможно, уже пережила свою утрату.

        Мы не ставили перед собой задачу показать на выставке профессиональную породную съемку, в ряде случаев было затруднительно атрибутировать породы собак, которые сильно изменились за полтора века. Эта экспозиция, скорее, попытка проиллюстрировать взаимоотношения хозяев со своими питомцами. Нам кажется, что тексты отечественных классиков позволяют еще и озвучить эту связь. Голосом А. П. Чехова на выставке заговорят портреты с таксами, А. И. Куприн выскажется от лица кошек и меделяна, а Саша Черный в язвительном монологе фокстерьера Микки выразит своё мнение о разных породах собак. Многие русские писатели были владельцами животных: И. А. Бунин, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, К. П. Паустовский были заядлыми охотниками и любили сеттеров и легавых, В. В. Маяковский обожал скотч-терьеров, В. В. Набоков предпочитал, как и А. П. Чехов, такс, а М.А. Булгаков, хотя и описывал в романе «Мастер и Маргарита» дога, держал дома дворняг.

        Тема выставки настолько обширна, что оставляет простор для продолжения исследования.

 

О взаимоотношениях писателей с их животными вы узнаете из нашей лекции, дату проведения которой мы анонсируем в социальных сетях музея.

 

Выставки